Motorrad: тестирование семи шин для спорт-байков

Могут ли шины и максимально быстро проходить повороты и быть при этом долговечными? Можно ли отправиться в длительную поездку на шинах для спортивных мотоциклов? Чтобы это узнать, эксперты Motorrad протестировали семь мотошин размеров 120/70 ZR17 и 190/50 ZR17 не только на обычной дороге и на треке, в том числе и покрытом водой, но и во время поездки на 4,000 км, где определялись самые износоустойчивые шины.

Протестированные шины:

  • Avon VP2 Supersport
  • Bridgestone Battlax BT-016
  • Continental Sport Attack
  • Dunlop Sportmax Qualifier II
  • Metzeler Sportec M3
  • Michelin Pilot Power 2CT
  • Pirelli Diablo Rosso

Благоговейная тишина царит в еще не проснувшемся Штутгарте. Еще одно типичное воскресное утро в Баден-Вюртемберге. Вокруг пустота, чисто подметенные улицы, лишь иногда через город лениво проезжают автомобили, да какой-нибудь привыкший рано вставать местный житель выходит на улицу, чтобы гарантированно купить к завтраку самые свежие булочки. С металлическим постукиванием поднимается дверь подземного гаража, и оттуда внезпно вырывается рычание 4-цилиндрового мотоциклетного двигателя, который врывается в воскресную тишину. На улице выстраивается вереница спорт-байков, направляющихся в сторону скоростной магистрали. Семь Honda Fireblade, за ними Suzuki Bandit 1250, а замыкает шествие KTM RC8 – именно с их помощью будет проведен новый тест мотошин, и за следующие 5 дней они пройдут 4,000 км.

На каждм Fireblade стоят разные шины, в том числе и абсолютно новые экземпляры, такие как Avon Supersport VP2 или Dunlop Qualifier 2, и уже зарекомендовавшие себя «старички» - Bridgestone BT 016, Continental SportAttack, Metzeler Sportec M3, Michelin Pilot Power 2CT и Pirelli Diablo Rosso. В качестве ориентира были выбраны Michelin Pilot Power 2CT, поскольку именно эти шины признавались лучшими в тестах 2007 и 2008 годов.

Цель всей поездки узнать, могут ли спортивные шины нового поколения предложить владельцам мощных мотоциклов все и сразу – хороший ход на шоссе, сцепление при агрессивном стиле вождения или в дождливую погоду, а также обладают ли шины достаточным запасом прочности. Пункт назначения первого дня – городок Жемено неподалеку от Марселя, где находится отличный тестовый полигон для испытаний мотошин. Потом несколько 600-километровых этапов преимущественно по шоссе категории D южной Франции. Грубый асфальт и высокая концентрация поворотов покажут, насколько прочные плечевые зоны у тестируемых шин.

Километр 124. A5 недалеко от Ахерна. Водитель RC8, на чьем мотоцикле установлены Michelin, показывает поворотник в сторону стоянки. Неужели шины уже не выдержали нагрузку? Нет, дело не в шинах, а в шлеме за 800 евро, у которого расстегнулись крепления. На их фиксацию требуется минута, после чего группа следует дальше. При этом все водители сохраняют позиции внутри группы. Байк, едущий последним регулярно выезжает вперед, и все перестановки задуманы таки образом, чтобы в течение дня каждый водитель возглавлял процессию.

Километр 546. А40 у Бург-ан-Брес. Все мотоциклы выстраиваются на заправке. Одновременные остановки позволяют сэкономить время – все заправляются всего за 10 минут. Это время водители тратят на то, чтобы подзаправиться самим; в специальном автомобиле сзади везут «топливо» и для них – воду, сок, сосиски и рубленые котлеты. Журналист из хорватского издания Motorrevija перепутал краны с водой и хмуро смотрит на отвратительную холодную жижу, которая должна была стать кофе.

Километр 979. D396 недалеко от Жемено. До отеля осталось совсем немного, и все мотоциклы прошли дистанцию за одно и то же время. За первые 1,000 км автобан встретился только один раз, что, впрочем, нетипично для Германии. Мотоциклисты из той же южной Германии, направляющиеся в отпуск в страны Скандинавии, наматывают на автобанах изрядные расстояния, и в этом случае большую роль играет уровень шума. Именно поэтому шины от Bridgestone и Michelin обладают мультикомпаудной конструкцией – более жесткая резина в центре протектора меньше шумит при езде по прямой, и к тому же это увеличивает ресурс. Плечевые же зоны выполнены из более мягкого компаунда, увеличивающего устойчивость и сцепление в поворотах. Насколько хорошо работает это сочетание, покажут следующие три дня.

Километр 1399. D900, озеро Серр-Понсон. Спортивные шины в своей стихии. Мотоциклы устремляются вперед по узеньким дорогам Мавританских гор, мимо озера Сте-Круа, через ущелье Вердон и по отрогам французских Альп. Здесь идеальные условия для этих испытания – абсолютно сухой асфальт и бесчисленные повороты. Пока что ни одна из шин не выбилась в лидеры, и все прекрасно функционируют во время быстрой езды по шоссе.

Километр 2455. D999, Ле-Виган. После двух дней стабильно хороших условий, погода начинает портиться. Но как сообщает сенсор, установленный на одном из мотоциклов, скорость движения почти не изменилась. Если в первые два дня средняя скорость равнялась 53 и 54 км/ч, то в третий день она даже увеличилась до 56 км/ч. Максимальная температура шин (50 °С) также не изменилась по сравнению с предыдущими днями (49 и 50 °С), и только заметно снизившаяся средняя температура шин (20 °С против 30 и 33 °С накануне) говорит о том, насколько остывают шины во время дождя.

Километр 2886. Перевал Жемено. Проверка показывает, что все шины функционируют полностью нормально. Здесь все шины снова проходят тесты на управляемость, чтобы узнать, как повлиял износ.

Километр 3024. Лион. Вдруг оказывается, что нет старшего редактора Motorrad Райнера Фроберга (Rainer Froberg), но после нескольких минут тревожного ожидания на горизонте появляется светлая точка. На следующей заправке он объяснят причину своего опоздания. Как оказалось, его остановил полицейский, который заявил ему, что, судя по звуку, на мотоцикле установлены гоночные шины, а на таких ездить по обычным дорогам запрещено. И действительно, Michelin по своей конструкции находятся очень близко к сликам, но вот почему полицейский разрешил двигаться дальше, осталось непонятным. Видимо, проявил понимание к тому, что тестируются шины самой известной французской марки.

Износоустойчивость

Каков ресурс спортивных шин? 5,000 или даже 6,000 км? Последний раз этот фактор оценивался три года назад, но за это время многие производители выпустили новые или модифицировали старые модели. Особенно интересно, будут ли более долговечными мультикомпаудные шины Bridgestone и Michelin с более жесткой резиной в центре протектора. После каждого этапа поездки оценивался износ профиля как в середине протектора, так и в плечевых зонах. Согласно законодательству минимальная глубина протектора составляет 1.6 мм, и как показывает приведенный график, у всех шин после 4,000 км пробега есть запасы прочности, чтобы проехать еще как минимум 2,000 км. Удивительно, но до критической отметки у Bridgestone осталось только 35% протектора.

 

 

 

Износоустойчивость

 

Вердикт: Благодаря практически одинаковому износу передней и задней шины первое место с равным количеством очков занимают Michelin и Dunlop.

 

 

 

График износа

Управляемость на гоночном треке


Трек это идеальное место обитания спортивных шин, даже если большую часть своей жизни они проводят на улицах. Для тестов эксперты отправились на полигон Dunlop во Франции недалеко от Монпелье. Круговой трек протяженностью 3 км, включает в себя участки разной степени сложности, что позволяет определить, как ведут себя шины в той или иной ситуации, в том числе и при потере сцепления. Все шины показали высокие и примерно одинаковые результаты, что еще раз подчеркивает их высокий класс.

Особенно блестяще себя показали Pirelli, обеспечивающие прекрасную устойчивость в поворотах, а Metzeler отстали от лидера всего на один балл, что и не удивительно, учитывая, что производятся они одним и тем же концерном. Настолько же стабильные результаты продемонстрировали и Dunlop Qualifier 2, которые стали значительно лучше предыдущей модели – это позволило им очень быстро пройти дистанцию и в итоге занять третье место. Правда, бронзовая медаль досталась не только Dunlop – шины Continental тоже стали третьими благодаря точности следования траектории и легкости в управлении. Michelin же заняли только последнее место.

 

 

 

Управляемость на сухой поверхности

Вердикт: Разница в результатах первых четырех шин оказалась минимальной, и Pirelli всего лишь на один балл обошли Metzeler. Заметно слабый результат показали Michelin 
Во время прохождения гоночного трека на время были выявлены заметные различия. (На графике скорость прохождения контрольной зоны на шинах Pirelli и Michelin).

 

 

 

Скорость в контрольной зоне шин Pirelli и Michelin

Тесты на мокрой поверхности

Если на гоночном треке конкуренция оказалось предельно жесткой, то в тесте на мокрой поверхности страсти с такой силой не накалялись. Сцепление в дождливую погоду уже давно является коньком Michelin, и здесь эти шины снова стали первыми, заметно оторвавшись от соперников. Ближе всего к ним смогли подобраться Metzeler – и то с опозданием на 3.5 секунды, а новые Avon так и вообще отстали на целых 10 секунд. Наглядно увидеть, насколько доминировали шины Michelin можно, взглянув на приведенный график.

В то время как практически все шины показали примерно одинаковую скорость в контрольной зоне (поворот «Омега»), Michelin показали скорость на 4 км/ч выше, чем у остальных. В тесте на торможение Fireblade на шинах Michelin наклоняется меньше всего, но при этом еще и останавливается быстрее всех. Ходовые качества Pirelli и Metzeler позволили им занять второе место, в частности благодаря легкости в управлении и точности прохождения траектории. Неожиданностью стало то, что Dunlop также смогли занять высокое место, благодаря чему можно уверенно сказать, что новые шины стали заметно надежнее предшествующей модели. Continental немного не хватило сцепления, а у Bridgestone – слишком тонкая зона контакта в повороте. Шины от Avon не очень эффективно тормозят на мокрой поверхности, что и отразилось на их низкой оценке.

 

 

 

Ходовые качества на мокрой поверхности

Вердикт: Лучшими для дождливой погоды остались шины Michelin, которые значительно превзошли конкурентов. Также стоит отметить явно улучшенные свойства Dunlop Qualifier 2, а Avon показали неудовлетворительный результат.

 

 

 

Скорость и угол наклона в контрольной зоне (поворот «Омега») шин Michelin и Avon

На мокрой поверхности, безусловно, доминировали шины Michelin

Изменение ходовых качеств у шин с пробегом

Этот критерий впервые учитывается в тестах Motorrad – шины должны показать, на что они способны во время длительной поездки по магистрали. Сначала все шины с полной глубиной протектора были протестированы на полигоне Меривал, принадлежащем Dunlop, а после 3,000 км они снова прошли те же испытания на собственном треке Motorrad недалеко от перевала Жемено во Францию. Лучшими стали шины Continental и Michelin, за которыми вплотную следуют недавно появившиеся Avon. В то же время после 3,000 км шины Bridgestone начинают отчетливо сдавать в плане легкости управления и точности прохождения траектории.

Вердикт: Лучшие шины – Michelin и Continental, которые отлично справляются с нагрузками и после 3,000 км

 

 

 

Управляемость на шоссе (новые шины)

 

 

 

Управляемость на шоссе (после 3,000 км)